Заявка на регистрацию

Доступ к базе данных

Для получения доступа к базе данных системы, вам необходимо отправить заявку по форме которую вы можете заполнить ниже.

Название компании:*
Контактное лицо:*
Телефон:*
E-mail:*

Управление качеством – качественное управление

28 декабря 2014

Слово «конкуренция» – ключевое и для верного понимания сути многих наших проблем, и для их решения. Мировой опыт однозначно свидетельствует: именно страны, государства, регионы и города, сумевшие создать продуктивную конкурентную среду, дальше всех продвинулись по пути модернизации и добились подлинного успеха. Просто потому, что такая конкуренция обеспечивает и конкурентоспособность.

(Из Послания губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области», 2011 год).

То, что красной нитью в Послании губернатора Владимира Якушева прошли вопросы конкуренции и конкурентоспособности, – это ответственно и закономерно! Вступление в ВТО, о котором 18 лет говорили, стало фактом нашей жизни.

Иностранные компании имеют теперь законную возможность беспрепятственно заходить со своей продукцией на наш внутренний рынок. Самое главное при этом, что и в другую сторону ворота открыты. Вступление в ВТО и для наших товаропроизводителей дает зеленый свет идти со своей продукцией за рубеж. Наступило время открытой тактической борьбы идей, соревнование в качестве управленческих решений. Именно на этом акцентировал внимание губернатор в Послании.

Сегодня для большинства руководителей предприятий понятно: качество импортных товаров обеспечивается не только технологиями (печальный опыт покупать технологические линии в 90-х годах у нас был), но и четкими управленческими методами.

Вопрос управления качеством и, следовательно, конкурентоспособностью – это вопрос национальной политики и, без преувеличения, – национальной безопасности. Именно поэтому, например, в Республике Казахстан внедрение стандартов управления (ISO 9001:2008), систем экологического менеджмента (ISO 14001:2004) и промышленной безопасности (ISO 18001:2007) выведено на уровень законов.

У нас же в реальности пока много на этот счет сомнений. Почему мы сомневаемся, что управленческие методы, которые работают в Германии, Китае, Японии, не сработают у нас? Сомневаться не нужно! Сработают! Управленческие практики стандартизованы, их не нужно адаптировать под менталитет, их нужно только понять и эффективно использовать.

До Второй мировой войны никто в мире не слышал о качественных японских машинах и мотоциклах. Все изменилось после войны, когда в Японии начал работу известный американский ученый Эдвард Деминг. Именно он привил японцам свои принципы управления качеством. Японцы оценили этот дар и по праву сегодня считают Деминга национальным героем страны.

Наши руководители продолжают задавать странный вопрос: «Зачем нам нужна система менеджмента качества?». Некоторые, впрочем, не задают, зная, что иметь сертификат – это все равно, что иметь «справку о здоровье» на всякий случай. Произошла своеобразная подмена понятий: Система менеджмента качества (СМК) приравнивается в умах управленцев к сертификату по ISO 9011:2008. Это большое заблуждение! Понятно, что по нынешним временам сертификат требуют во многих тендерах, понятно, что это прекрасный элемент PR. Но ценность Системы менеджмента качества совсем в другом! Например, у Тойоты нет сертификатов по ISO 9001:2008, но к качеству этой машины все относятся очень уважительно. В корпорации действует СМК! И она перекрывает те минимальные требования, которые заложены в ISO 9001:2008.

Просто «купить сертификат» – это свести на нет все приёмы менеджмента, заложенные в ISO 9001:2008. Сам по себе пакет документации не может привести к качеству, поскольку для реализации этой цели нужны не бумаги, а работа с сознанием управленцев и сотрудников, формирование идеологии «за качество отвечает каждый».

Необходимы кропотливая работа и учеба, чтобы воспользоваться реально мощными механизмами, заложенными в ISO 9001:2008 – управленческие методы, которые гарантированно приводят к улучшению качества производства товаров, оказания работ и услуг.

Я считаю, что на сегодня руководителям наших предприятий требуется кардинально переосмыслить подходы к управлению качеством, причем заняться этим вопросом со всей ответственностью и серьезностью, ради своего же блага и дальнейшего благополучия.


Лариса ФЕДЫК, генеральный директор ООО «Центр стандартизации, менеджмента и сертификации»


Возврат к списку